Беломорские петроглифы — таинственное наследие древних художников
Беломорские петроглифы — уникальный памятник первобытного искусства, расположенный на восточном побережье Онежского озера в Карелии. Эти загадочные изображения, выбитые на скалах древними художниками, являются одним из крупнейших скоплений наскальных рисунков в Северной Европе. Они дают представление о мировоззрении, верованиях и образе жизни людей, населявших территорию Карелии тысячи лет назад.
Расположение Беломорских петроглифов в Карелии
Беломорские петроглифы находятся в Пудожском районе Республики Карелия, в 6-8 км к северу от города Пудож. Они расположены на скалистых мысах и островах в юго-восточной части Онежского озера, в местах впадения рек Водла и Черная. Общая протяженность побережья, на котором встречаются петроглифы, составляет около 20 км.
Основные скопления петроглифов сосредоточены на мысах Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец, а также на острове Модуж. На мысе Бесов Нос находится самое большое в Европе панно с петроглифами, включающее более 600 отдельных фигур. Здесь же расположен знаменитый «Бес» — антропоморфное изображение высотой 2,3 м, давшее название всему комплексу.
Помимо прибрежных скал, петроглифы встречаются также на отдельных валунах и каменных блоках, разбросанных по берегу и частично погруженных в воду. Некоторые из них были перемещены со своих первоначальных мест в результате деятельности ледников и колебаний уровня озера.
Территория, на которой расположены Беломорские петроглифы, входит в состав природного и исторического заказника «Муромский». Он был создан в 1991 году с целью сохранения уникальных археологических памятников и природных комплексов Прионежья. Сегодня заказник является одним из главных центров изучения и популяризации наскального искусства Карелии.
Датировка и происхождение Беломорских петроглифов
Точный возраст Беломорских петроглифов до сих пор является предметом дискуссий среди ученых. По разным оценкам, они были созданы в период от 5 до 2 тысяч лет до нашей эры, то есть относятся к эпохе неолита и энеолита. Наиболее вероятной датировкой считается IV-III тысячелетие до н.э.
Определение возраста петроглифов затруднено тем, что они высечены на очень твердых породах — гранитах и диабазах, практически не поддающихся естественному разрушению. Кроме того, многие рисунки перекрыты лишайниками и мхами, что также усложняет их датировку. Тем не менее, некоторые косвенные данные позволяют судить о времени создания петроглифов.
В частности, на основании анализа сюжетов и стилистики рисунков, а также сопоставления их с археологическими находками на близлежащих стоянках, ученые пришли к выводу, что большинство петроглифов было создано в период существования на территории Карелии культуры ямочно-гребенчатой керамики. Эта археологическая культура была распространена в лесной зоне Восточной Европы в IV-III тысячелетиях до н.э. и характеризовалась развитым рыболовством, охотой и собирательством.
О неолитическом возрасте Беломорских петроглифов свидетельствуют также некоторые особенности их расположения. Многие рисунки находятся на высоте 1-2 м над современным уровнем озера, что соответствует береговой линии Онежского озера в эпоху неолита. Кроме того, часть петроглифов расположена на валунах и скалах, которые в древности были покрыты водой и освободились в результате понижения уровня озера.
Сюжеты и темы, изображенные на Беломорских петроглифах
Беломорские петроглифы поражают разнообразием сюжетов и образов, запечатленных древними художниками. Всего на скалах и валунах выбито более 2000 отдельных фигур, складывающихся в сложные многофигурные композиции. Среди них можно выделить несколько основных тем:
- Изображения животных — лосей, оленей, медведей, бобров, птиц, рыб. Они являются самыми многочисленными и составляют более половины всех петроглифов. Животные показаны в разных позах и ракурсах, часто в динамике, в сценах охоты и преследования.
- Антропоморфные фигуры — изображения людей, иногда в схематичной манере, иногда более реалистично. Среди них выделяются «солнцеголовые» персонажи с кругами вместо голов, а также фигуры с поднятыми вверх руками, возможно, в ритуальных позах.
- Лодки и корабли — силуэты лодок с экипажами и без, а также более крупные корабли со множеством гребцов и высокими штевнями. Некоторые лодки показаны в сценах морской охоты на белух и тюленей.
- Знаки и символы — загадочные геометрические фигуры, спирали, концентрические круги, зигзаги, сетки. Возможно, они имели сакральное значение и были связаны с космогоническими представлениями древних людей.
Особое место среди петроглифов занимают крупные многофигурные композиции, включающие десятки и сотни отдельных изображений. Они образуют сложные сюжетные сцены, возможно, отражающие мифологические представления и обрядовые практики древнего населения Прионежья. Среди таких композиций:
- «Охота на лося» — сцена загонной охоты, в которой участвуют несколько лучников и собак, преследующих крупного лося.
- «Белухи» — группа из 12 белух, окруженных лодками с гарпунщиками. Возможно, сцена отражает реальный эпизод удачной морской охоты.
- «Шаман» — крупная антропоморфная фигура с раскинутыми руками, от которой отходят линии к другим фигурам людей и животных. Вероятно, изображение шамана или колдуна, совершающего обряд.
- «Переправа» — сцена с лодкой, перевозящей лося или оленя, и группой людей на берегу. Возможно, отражает миф или реальное событие, связанное с переправой через реку или озеро.
Интерпретация многих сюжетов и образов Беломорских петроглифов до сих пор остается дискуссионной. Некоторые ученые видят в них отражение реальных событий из жизни древних охотников и рыболовов, другие связывают их с мифологией, религиозными культами и шаманскими практиками. Однако все исследователи сходятся в том, что петроглифы являются бесценным источником информации о мировоззрении и образе жизни людей каменного века.
Техника нанесения и сохранность Беломорских петроглифов
Беломорские петроглифы выполнены в технике выбивки, характерной для большинства памятников наскального искусства Северной Европы. Древние художники использовали каменные орудия — отбойники и резцы, с помощью которых наносили на скалы точечные удары, постепенно углубляя контуры рисунка. Следы инструментов хорошо видны на многих петроглифах в виде мелких лунок и царапин.
Глубина выбивки варьируется от 1-2 до 10-15 мм, а ширина линий — от 5 до 30 мм. Некоторые фигуры имеют более глубокий рельеф и проработанные детали, другие выполнены в более схематичной манере. Наиболее выразительны и художественны крупные многофигурные композиции, явно требовавшие от создателей большого мастерства и временных затрат.
Сохранность Беломорских петроглифов в целом удовлетворительна, учитывая их древность и расположение на открытом воздухе. Большинство рисунков хорошо видны невооруженным глазом, особенно при боковом освещении. Однако многие петроглифы находятся в аварийном состоянии из-за естественного выветривания, эрозии, зарастания лишайниками и антропогенного воздействия.
В последние годы ведется большая работа по консервации и музеефикации Беломорских петроглифов. Некоторые группы рисунков были очищены от лишайников и мхов, законсервированы специальными составами. На мысе Бесов Нос создан музей «Беломорские петроглифы» с выставочными залами, смотровыми площадками и пешеходными дорожками. Здесь же проводятся экскурсии и лекции, знакомящие посетителей с древним наскальным искусством Карелии.
Значение Беломорских петроглифов для изучения древней истории и культуры
Беломорские петроглифы являются уникальным памятником первобытного искусства, не имеющим аналогов в России по количеству, разнообразию и художественному уровню изображений. Они представляют огромный интерес для археологов, историков, искусствоведов, религиоведов, изучающих древнюю историю и культуру Северной Европы.
Петроглифы дают представление о материальной и духовной культуре древнего населения Карелии, его занятиях, быте, социальной организации. По рисункам можно судить о видовом составе животных, на которых охотились люди, об устройстве лодок и орудий охоты, о ритуальных практиках и мифологических представлениях. Некоторые сюжеты и образы петроглифов находят параллели в археологических находках, этнографических материалах, фольклоре финно-угорских народов.
Беломорские петроглифы являются также ценным источником для реконструкции древнего климата, ландшафтов, экологической обстановки в бассейне Онежского озера. По видовому составу животных, изображенных на скалах, можно судить о границах распространения лесной и тундровой зон, о колебаниях уровня озера и изменениях береговой линии в голоцене. Таким образом, петроглифы являются своеобразной летописью природы и климата Карелии на протяжении нескольких тысячелетий.
Наконец, Беломорские петроглифы имеют большое значение для развития туризма и культурно-образовательной сферы Республики Карелия. Они привлекают тысячи туристов и любителей древней истории со всего мира, желающих своими глазами увидеть шедевры наскального искусства. Петроглифы активно используются в краеведческой работе со школьниками и студентами, в патриотическом воспитании, в формировании региональной идентичности. С ними связаны многие культурные проекты и события, такие как фестивали, выставки, конференции, посвященные древнему искусству и археологии.
Путешествуй по России, торгуя на бирже
Россия — огромная страна, богатая природными красотами и культурным наследием. От величественных гор Кавказа до бескрайних степей Сибири, от живописных озер Карелии до пляжей Черного моря — здесь есть все для незабываемых путешествий. Однако финансовые ограничения зачастую становятся преградой для реализации наших мечтаний.
Что, если мы скажем вам, что трейдинг на бирже может стать вашим проводником в мир путешествий по России? Торговля акциями, облигациями и другими финансовыми инструментами открывает возможности для создания дополнительного источника дохода, который можно направить на исполнение ваших туристических желаний.
Представьте, что вы изучили основы биржевой торговли и разработали собственную стратегию. Следуя ей, вы постепенно накапливаете прибыль, которая может быть использована для организации поездки на Алтай. Здесь вы сможете насладиться величественными горными пейзажами, чистейшими озерами и водопадами, а также познакомиться с культурой и традициями коренных народов.
Или, возможно, вы мечтаете о путешествии по Золотому кольцу России, где сможете окунуться в богатую историю страны, посетить древние города и монастыри, полюбоваться архитектурными шедеврами. Благодаря биржевой торговле, эта мечта может стать реальностью.
Трейдинг — это не только способ заработать, но и возможность реализовать свои мечты о путешествиях. Овладев этим навыком, вы сможете открыть для себя красоту России, ее разнообразные ландшафты и культурное наследие.
Заключение
Беломорские петроглифы — это бесценное культурное наследие, завещанное нам древними художниками. Они являются не только свидетельством высокого уровня развития искусства в каменном веке, но и источником сведений о мировоззрении, верованиях, образе жизни людей, населявших территорию Карелии тысячи лет назад. Сохранение и изучение Беломорских петроглифов — важнейшая задача, стоящая перед современной наукой и обществом.
Видео
А еще у нас есть очень интересная и эффективная стратегия торговли нефтью на форекс - "Нефтяной канал". Мы готовы ее рассказать и показать Вам бесплатно, но не готовы делиться абсолютно со всеми. |
Если вам интересно - пишите нам на: all-inbox@mail.ru с пометкой в теме "Как получить стратегию "Нефтяной канал"... Мы с удовольствием Вам расскажем и пополним ряды прибыльных трейдеров! |
Видео биржевого трейдинга с брокером БКС
Зарегистрироваться в БКС-БрокерВидео про трейдинг на форекс с БКС
Зарегистрироваться в БКС-ФорексЛицензированные биржевые брокеры и форекс брокеры | ||||
Читайте полезные разделы сайта для успешной торговли: | ||
При любом использовании материалов с данного сайта, ссылка на https://fullinvest.ru - ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Надеемся данная статья была интересна и полезна для Вас. Не забывайте делиться в социальных сетях и поставить отметку «звездочками» ниже. Спасибо.